18 августа 2017

Интервью Леонида Фейгина на Fakestival 2017

Организаторы Фестиваля поговорили с Леонидом и другими членами жюри о самых разных и интересных вопросах, которые волнуют сегодня креативную индустрию.

Fakestival 2017 завершил приём работ, и теперь для всех участников начался, пожалуй, самый волнительный этап — ожидание вердикта членов жюри. Напомним, что в этом году в состав судейской коллегии вошёл креативный директор DDVB Леонид Фейгин. 

Организаторы Фестиваля поговорили с каждым членом жюри и узнали, какие тенденции наблюдаются сегодня в дизайне и рекламе, как создать "нетленку" и что Фейкстиваль способен дать его участникам.

Делимся фрагментом этого большого материала:

— Что происходит с дизайном и рекламой в 2017 году? Есть ли новые радикальные тенденции?

Леонид: Мне кажется, главная тенденция в том, что всё смешивается. Не знаю, насколько она радикальная, но всё сложнее провести грань между дизайном и рекламой. Дизайн все больше и больше влияет на опыт и жизнь людей. То же самое пытается делать и реклама. Когда они пересекаются, не всегда понятно, где начинается одно и заканчивается другое. Всё чаще идея выражается не отдельным сообщением, а в digital, в упаковке или в способе покупки. И других каналов уже не требуется. Вообще, чем больше digital подходит к человеку, чем легче он участвует в коммуникации, тем более непредсказуема становится смесь прежде так четко разграниченных жанров.

— Сегодня только ленивый не говорит о кризисе. Есть ли у вас правила/советы, как удержать клиента в столь непростое время?

Леонид: Дело в том, что кризис — это временное искажение логичного процесса. То, что происходит в России сейчас — логично, поэтому кризисом не является. В конце концов, это прекрасное время, чтобы отточить реальное мастерство, проверить рабочие идеи, научиться выстраивать отношения в бизнесе, в коллективе, с самим собой. Мне кажется, тема удержания клиента тоже не актуальна. Какой смысл держать, если у него самого дела плохи, и вы не можете ему помочь? В таком случае нужно расставаться и искать нового. А если клиент успешен, и вы отлично работаете вместе с ним, у вас свежие идеи, вы помогаете ему расти и развиваться, то это ОН будет биться за то, чтобы вас удержать. Получается, что ответ кроется не в «удержании» и не «продаже услуг», а в быстрой реакции. Если ты реагируешь быстро, если понимаешь, как устроена реальность вокруг тебя, если много знаешь, много помнишь, много чего выучил, то быстрота реакции и умение связать информацию в новую сущность помогут не «потерять», а «приобрести» в такое время.

— Фриланс или не фриланс — вот в чем вопрос:) Что, на ваш взгляд, эффективнее для карьеры?

Леонид: Я вот, например, всю жизнь был фрилансером. Так сложилось, что по-другому я не работал. Вернее, у меня был начальник 6 месяцев, но я был так удивлен самому факту его существования и необходимости подчиняться, что очень быстро понял, что это не мое. Тогда мы с товарищем создали компанию и стали работать самостоятельно. Для меня вопросов нет, даже работая в агентстве, я буду думать об этом как о своем отдельном проекте. А другие мои друзья терпеть не могут непредсказуемости бизнеса. Им очень нужны комфортные условия, чтобы можно было раскрыть свой потенциал. Поэтому, просто не делайте того, что вам не нравится — это даст лучший результат.

— Что, по-вашему, даёт фестиваль его участникам и победителям?

Леонид: Любой фестиваль дает возможность промоутировать себя и свои работы, проверить себя на прочность, это очевидно. Однако Фейкстиваль даёт ещё одну важную вещь — надежду и понимание, что границ нет и реальность непредсказуема. Все может оказаться не тем, что есть. Школьная работа может оказаться фестивальной, идея, которая кажется невозможной, завтра уже сделана. А самое удивительное, что работы, кажущиеся фестивальными и невозможными фейками, оказывается, были сделаны уже давно. Именно поэтому мне очень интересно. Такие открытия взламывают мозг и позволяют очень свежо посмотреть на свою жизнь.

Сама позиция фестиваля как «безграничного» очень часто является отрезвляющей для тех, кто обнаруживает, что не может выходить за границы. И проблема ограничения лежит не в клиентах и не в проектах, а в собственном таланте, в собственной психологии личности. Фейкстиваль позволяет нам понять, где на самом деле проходит эта граница — у нас в мозгу. Вот это, наверное, самое крутое. Поэтому участие в Фейкстивале может быть важнее, чем победа. С обеих сторон — как член жюри и как участник.

— Можно ли создать концепцию, которая не будет устаревать? За счет чего?

Леонид: Она уже создана. Это концепция религии, и она не устаревает тысячелетиями. Меняется технология, а концепция остается. Поэтому, если вы хотите обращаться к вечному, делать «нетленку» или создавать коммуникацию, которая затронет каждого, то и говорить надо о важных вещах – любви, смерти, дружбе и т.д. Но говорить об этом надо с пониманием дела. В этом вопросе нужна какая-то зрелость и обязательно искренность. А зрелость и искренность — очень тяжелое сочетание.

Если вы можете вырасти зрелым и сохранить искренность, то, возможно, вам удастся создать что-то, не зависящее ни от механики донесения, ни от средств исполнения. А сама идея окажется близкой сердцам людей, и они будут её хранить вне зависимости от того, в каком веке она придумана.

— В в этом году на Фейкстивале к традиционным категориям, такие как «Печатная реклама», «Айдентика», «Упаковка», добавили креативные номинации, такие как: «Лучшая возмутительная работа», «Лучшая работа будущего», «Лучшее селфи-промо». За что бы вы посоветовали взяться креаторам в первую очередь, чтобы победить?

Леонид: То, что вы полностью заменили номинации, я считаю, прекрасно. Конечно, с помощью этих номинаций Фейкстиваль нашел свое лицо. В этой необычности, в этой провокативности номинаций и кроются вопросы: «А есть ли у тебя границы, и где они?», «Кто создает границы, и почему мы их слушаемся?», «Нужны ли они?». Все эти вопросы хорошо задаются благодаря этим новым номинациям, и мне это очень нравится. На тему того, какая из них наиболее перспективна, гипотез может быть масса. Любая, на самом деле. Но мне кажется, самая сильная номинация та, которую больше всего ограничивают. Например, «нельзя использовать слово», или «нельзя использовать изображение», или «сделанные без применения компьютера». Эти ограничения создают некую компрессию, некоторое давление, и в этих узких рамках идея видна яснее. Поэтому есть больший шанс, что выстрел будет громче, и вспышка - ярче. Я боюсь номинации со словом «будущее». Каждый из нас очень креативен, и все члены жюри давно напридумывали себе свое «будущее». И не факт, что ваше совпадает с их. Поэтому таких номинаций я бы опасался… И наоборот, номинации с ограничениями, они настолько приземляют, что дают хороший трамплин для высокого прыжка. Поэтому мой выбор: очень строгие рамки, которые легче сломать.


Подробности в оригинале:

https://russianbranding.ru/news/FAKESTIVAL3